Не каждый день видишь ремейки игр, которые приходятся тебе ровесниками. Alone in the Dark — именно такая. Вышедший в 1992 году оригинал стал революционным и дал толчок к развитию жанра хоррор-выживалок. А что получилось у ремейка? Смог ли он достойно возродить серию и вернуть к ней интерес? Я поиграл, посмотрел на реакцию игроков, поэтому сейчас отвечу на этот вопрос. А заодно и расскажу обо всех особенностях новинки.
Предыстория
Работая над первой частью, геймдизайнер Фредерик Рейналь объединил свой десятилетний опыт в разработке простеньких видеоигр, любовь к 3D-моделированию к работам Говарда Лавкрафта (Мифы Ктулху), Дарио Ардженто (классика итальянских фильмов ужасов) и Джорджа Ромеро (серия фильмов Живые Мертвецы).
В результате получилась первая в истории трехмерная игра в жанре survival horror. И хотя сейчас она кажется корявенькой, совершенно не страшной и даже глупой, в 1992 году она вызывала у игроков огромный интерес, мурашки по спине и даже приводила к выпадению кирпичей из пятой точки.
К сожалению, выпустив успешную первую часть, разработчики не поняли, что именно так привлекло аудиторию. Поэтому сиквелы провалились. В них была совершенно другая история, сеттинги, иная атмосфера, ничего схожего с оригиналом.
Попытки снова «выстрелить» велись вплоть до 2015 года — всего на тот момент вышли три номерные части и 4 спин-оффа/переосмысления. Все они получили в лучшем случае средние оценки, а зачастую их просто игнорировали или поливали грязью. Надо сказать, вполне заслуженно. Ведь именно Alone in the Dark вдохновила Capcom на создание теперь уже великой серии Resident Evil. Неужели тайтл с таким наследием нельзя было уважить чем-то адекватным и достойным?
Этим вопросом задалась и шведская студия Pieces Interactive, известная выпуском прекрасной Magicka 2, а также расширений для Titan Quest — Ragnarök и Atlantis. Имея среди сотрудников тех самых ветеранов, которые занимались оригинальной Alone in the Dark, и получив поддержку со стороны Embracer Group и THQ Nordic, ребята занялись ремейком. И дальше вы узнаете, справились ли они.
Сразу скажу, что в оригинал мне поиграть не довелось по вполне понятным причинам. Однако, мне не составило труда «пройти» его на Youtube — благо, игра проходится буквально за час, а спидранить ее умудряются за 6 минут (без багов и прочих хитростей). Поэтому время от времени буду проводить сравнения ремейка и оригинала, но без углубленного анализа. Ведь, как заявили сами разработчики, из первой части серии они взяли лишь часть сеттинга, имена персонажей и парочку сюжетных линий — все остальное создавалось с чистого листа.
Сюжет и сеттинг
Как и в оригинале, действие происходит в особняке Дерсето. Только в ремейке — это лечебница для душевнобольных, куда попал дядя главной героини Джереми Хартвуд. В оригинале Джереми владел особняком и покончил с собой, из-за чего и началось расследование. Здесь же Джереми просто пропал и его племянница пытается его найти.
Имена героев остались неизменными. Есть Эмили Хартвуд — девушка с сильным характером и острым желанием помочь своему дяде. Ей на помощь пришел детектив Эдвард Карнби. Вернее, Эмили его наняла. За 150 долларов! Учитывая, что в игре двадцатые годы прошлого века, с учетом инфляции 150 баксов — это более 3 тысяч долларов!
Этот момент несколько раз обыгрывается в сюжете, когда Эдвард уверяет Эмили, что он отработает каждую копейку. И это правда, ведь у Эдварда просыпается маниакальное желание расследовать пропажу Джереми Хартвуда. И чем глубже он окунается в пучину местного безумия и ужасов, тем сильнее жаждет узнать правду.
Спойлерить сюжет не буду, потому что интрига — одна из основных причин, заставляющих сидеть в этой игре до самого конца, забывая, что на улице уже глубокая ночь. Однако, замечу, что концовка меня слегка удивила и разочаровала. Хотелось чего-то более неожиданного. Но разработчики пошли по простому пути и не стали продумывать «второе дно», на которое, кстати, были намеки, из-за чего я и ждал интересного подвоха.
Однако, я не скажу, что сюжет получился слабым. Напротив, было интересно следить за развитием событий, слушать диалоги персонажей, читать многочисленные записки и книжки, интерпретировать загадки. Если отбросить последние 10 минут игры, весь остальной сюжет мне очень понравился.
Что касается сеттинга — он прекрасен. Интерьеры двадцатых годов переданы замечательно. От особняка до улиц города, от маленькой комнатушки в подвале до роскошного зала с фортепиано и огромным столом для гостей — все выглядит аутентично и вызывает желание разглядывать каждую деталь.
От оригинала сеттинг отличается большей реалистичностью элементов из мира Ктулху, а также добавлением культуры вуду. Такая смесь создала неповторимую атмосферу, которую я, пожалуй, еще нигде не видел.
Нельзя не отметить и игру актеров. Главные роли исполнили Джоди Комер (Последняя дуэль, Убивая Еву, Звездные войны: Скайуокер. Восход) и Дэвид Харбор (Очень странные дела, Гран Туризмо, Черная вдова). Это был первый опыт этих актеров в компьютерных играх и можно сказать, что он был успешным. Эмоции и харизма пробиваются сквозь каждый пиксель. Единственное, лицевые анимации получились слегка устаревшими, хотя и с внушительной детализацией.
Геймплей
Оригинал был бродилкой с фиксированной камерой, которая торчала на потолке каждой комнаты. Персонаж при этом перемещался свободно, но управлялся лишь при помощи клавиатуры.
В ремейке полноценный вид от третьего лица, как, например, в современных частях Resident Evil. Правда, ближе к финалу есть одно помещение, где разработчики сделали приятную пасхалку — то самое управление с видом сверху. Выглядело это оригинально и забавно.
Дальше еще больше отличий от оригинала. Да, герои здесь, как и в 1992 году, исследуют особняк Дерсето, гуляя по его многочисленным комнатам, решая загадки и иногда сражаясь с монстрами. Однако, разработчикам пришлось придумать, как расширить геймплей и растянуть его хотя бы на 8-10 часов. Ведь мало кому хотелось бы увидеть финальные титры спустя час после запуска игры.
Решение было найдено. И оно оказалось весьма увлекательным. Это не спойлер, потому что на этом решении держится вся игра и о нем вы узнаете буквально в самом начале.
Итак — нам позволили погулять по безумным воспоминаниям Джереми Хартвуда, используя таинственный амулет. Благодаря этому игровой процесс разделился на две части — спокойную с исследованием Дерсето и напряженную с монстрами и жуткой атмосферой. Иногда эти части переплетаются, пытаясь застать игрока врасплох.
Эмили Хартвуд и Эдвард Карнби — в чем разница?
Несмотря на то, что основные сюжетные события у персонажей одинаковые и концовки не отличаются (за исключением секретных — у каждого из героев они свои), различия заметные.
Диалоги с персонажами, некоторые кат-сцены и даже отдельный сюжетный участок у обоих героев — Alone in the Dark обязательно нужно пройти два раза. Благо, уйдет у вас на оба прохождения не более 15 часов.
Прогулка по особняку Дерсето
Эта составляющая здесь классическая — бегаешь по комнатам и этажам, собираешь предметы для головоломок, решаешь головоломки и проходишь дальше. Поначалу сплошь и рядом закрытые двери вызывали у меня раздражение. Фраза «I need the key» отпечаталась у меня в сознании и один раз даже снилась. Но потом я привык. И когда сюжет начал расцветать и пускать свои корни во все уголки Дерсето, я увлекся и забыл обо всем на свете.
Головоломки
На них строится все исследование. Увидел тупик — бежишь дальше, поднимаешь все, что плохо лежит, решаешь задачки (в основном тут пятнашки и головоломки на внимательность).
Не скажу, что было сложно. Лишь пару раз я сильно затупил и завис, не понимая, что вообще мне делать. К счастью, в наше время не нужно покупать игровые журналы, чтобы прочитать гайды. Поэтому я был спасен. Но хотелось бы видеть головоломки с более продвинутыми механиками, с интересными механизмами. А разработчики пошли по проторенной дорожке, взяв самые заезженные их вариации.
Путешествие по чертогам разума
При помощи странного вуду-амулета главный герой или героиня могут перемещаться в воспоминания Джереми Хартвуда, пытаясь найти там ответы на возникающие вопросы. Эти локации порой интереснее и зрелищнее, чем сам Дерсето.
Нефтяная вышка на болотах с крокодилоподобными чудиками, песчаная пустыня с подземным храмом в стиле Индианы Джонса, туманные улицы небольшого городка в духе Silent Hill, морозное побережье Гренландии с пронизывающим до костей ледяным ветром — я помню каждое из воспоминаний Джереми, тогда как некоторые комнаты Дерсето уже начали улетучиваться из памяти.
В воспоминаниях встречаются головоломки и там тоже нужно собирать предметы (причем, ресурсы, вроде патронов и аптечек, сохраняются даже после возвращения в реальный мир). Но здесь геймплей разбавлен еще и наличием монстров.
Местные чудовища
Их не так уж и много, и большая часть из них безлика. Двуногая ходячая плесень, биомасса на ножках с разбитым туловищем, еще более опасная биомасса, летающие жучки и…все? Вроде да. И это немного грустно. Хотелось сразиться с чем-то запоминающимся, интересным. Но, как и в оригинале, здесь чудовища нужны только для атмосферы и сражение с ними не играет ключевую роль, как в том же Resident Evil.
Машем руками, жмем на курки
От монстров герои могут отбиваться врукопашную, если найдут, чем — веслом, топором, деревяшкой, ледоколом и т.д. Оружие ближнего боя ломается очень быстро и зачастую его хватает на убийство одного-двух чудиков. Поэтому я использовал его лишь в крайнем случае. Кроме того, анимации и ощущения от ударов здесь корявые, словно управляешь мешком картошки на коньках.
К счастью, ситуацию исправил огнестрел — пистолет и револьвер, дробовик и автомат. Пистолеты удобные и универсальные. Дробовик зрелищный, но патронов к нему очень мало. Автомат стреляет быстро, шумно, но косо и криво. Однако, при грамотном использовании все оружие имеет смысл и приносит пользу. Стрелять приятно, этот процесс удачно разбавляет спокойные сюжетные эпизоды.
Боссы
Такие себе. Убить их легко, особо страшных и опасных атак у них нет. Дизайн боссов тоже не особо впечатляет. Плюс, их всего два и встречаются они лишь в самом конце. Что вполне логично — боевка и чудовища здесь не главное. Главное — хоррор. Или нет?
А есть ли здесь хоррор?
Не скажу, что ужастики меня пугают. Что в играх, что в фильмах — зачастую я сижу перед ними с каменным лицом. Однако, качественные хорроры все же вызывают внутри эмоции, ощущения, переводят сознание в необычное состояние.
Alone in the Dark в плане ужаса не вызывает вообще ничего. Попытки разработчиков испугать напряженной музыкой или внезапным переносом персонажа в потусторонний мир выглядят в лучшем случае забавно, а порой вообще вызывают улыбку.
Как в плохом ситкоме, где закадровый смех подсказывает, когда нужно смеяться, в Alone in the Dark то и дело возникают очевиднейшие ситуации, заимствованные из тысяч других банальных ужастиков. Страшно мне не было вообще. Триллера тоже не наблюдалось. Я ничего не боялся, внутри не было напряжения, по пальцам ног и рук не проходил холодок.
Чем же игра зацепила?
Если игра заявлена, как психологическая хоррор-выживалка, да еще и с «лавкрафтовщиной», но при этом она не пугает, да и боевка такая себе — зачем играть?
Удивительным образом, провалив задачу испугать игроков, разработчики преуспели в другом — они сделали классный иммерсивный симулятор. Ты моментально погружаешься в мир Дерсето, проникаешься симпатией и эмоционально привязываешься к персонажам.
Чувствуешь, словно ты сам бегаешь по комнатушкам, разглядываешь их, изучаешь. Еще есть много текстовых материалов, чтение которых не душит, не вызывает отторжение, а лишь сильнее разжигает интерес к происходящему. И даже технические проблемы не могут оторвать тебя от монитора.
Оптимизация
Техническое состояние на старте, да и после патча первого дня, неудовлетворительное. Регулярно встречаются просадки FPS, статтеры, причем, без видимых на то причин. Иногда даже с FPS за сотню ты видишь, как твой экран дергается. Чаще всего происходит это при переходе между этажами.
Из багов пару раз встречалось лишь застревание в объектах. Один раз казалось, что все, софтлок и загрузка сохранения. Но, потыкав клавиатуру, поприседав и сделав парочку уклонений, я выбрался из «капкана» и продолжил игру.
Зато не было вылетов. И загружалось все быстро и без проблем. Слабое утешение, понимаю. Однако, несмотря на все технические огрехи, я играл, играл и играл. Потому что получал искреннее удовольствие.
Играть или не играть?
Alone in the Dark 2024 года — это атмосферное, приятное и во многом запоминающееся приключение. Пускай есть сценарные огрехи, особенно в конце. И оптимизация вызывает недоумение. Плюс, некоторые элементы геймплея, вроде боевки, явно не блещут. Но ты садишься, начинаешь прохождение и просто утопаешь в этом вымышленном мире, не глядя на часы и даже забывая про включенный на кухне чайник.
Если вы ждете от Alone in the Dark экшена и высочайшего качества недавних ремейков Resident Evil — будете разочарованы. Но, дав игре хотя бы полчаса своего времени, вы, с большой вероятностью, останетесь в ней до самого финала и не будете жалеть о потраченных часах. Играть однозначно!