Предисловие
Жанр стратегий за время своего существования воспитал немало талантливых полководцев и правителей, пускай и виртуальных. Сложно составлять топ лучших стратегий за все время их существования. В каждом временном периоде были свои шедевры, которые тогда казались идеальными и невероятными, а сейчас воспринимаются с легким пренебрежением. Поэтому, чтобы сохранить баланс, мы собрали лучшие стратегии прошедших десяти лет. Выстраивая топ, будем брать во внимание количество владельцев игры в Steam и пик ее онлайна. Давайте же узнаем наших победителей!
Europa Universalis IV
- Дата релиза: 13 августа 2013
- Жанр: глобальная стратегия, стратегия в реальном времени
- Цена: 699 рублей
А вот и апогей наработок Paradox Interactive — студии, которая годами радовала нас лучшими стратегическими проектами. Да, здесь вы не летаете над полем боя, управляя сотнями вояк. Но оказавшись на политической карте мира, вы сможете развивать огромное государство, взаимодействовать с соседями и вести боевые действия, подпитывая их экономическими и дипломатическими решениями. Проект относится к поджанру глобальных стратегий, а значит, здесь нужно принимать участие во всех сферах развития государства — военной, экономической, социальной, культурной и политической.
Действие четвертой части начинается в Позднем Средневековье, но со временем можно добраться до Наполеоновских Войн. Геймеры не ограничены в своих действиях — сюжетной линии практически нет. Хотите — воюйте. Хотите — развивайте экономику и накапливайте силы. Все способы хороши, если они приведут к главной цели — контролю над всеми соседями.
Рецензии игроков и критиков дали понять, что Paradox Interactive справились со своей задачей — оценки не опускались ниже 9 баллов из 10. Единственная проблема игры — огромное количество DLC. Хотя, и без них можно насладиться почти всеми механиками геймплея.
Europa Universalis IV в цифрах
- Примерное число владельцев: 1,000,000 +
- Оценка в Steam: 81% положительных отзывов из 29,976 обзоров
- Максимальное число единовременных игроков: 27,839
- Среднее время, проведённое в игре: 175.2 часов
Total War: WARHAMMER II
- Дата релиза: 28 сентября 2017
- Жанр: пошаговая стратегия, стратегия в реальном времени
- Цена: 1799 рублей
Когда Creative Assembly анонсировали выход первой части Total War: Warhammer, многие фанаты расстроились. Причина ясна — все привыкли к историческим эпохам и надеялись увидеть еще одну, более проработанную. Разработчики же предложили отправиться в фэнтезийный мир и принять участие в войне магических существ. Но после выхода стало понятно — игроки приняли новый продукт и с удовольствием изучали новые возможности. Warhammer вскоре обогнал по популярности даже Total War: Attila и Total War: Rome II. Хотя и было заметно, что некоторые механики нуждаются в усовершенствовании.
Вместо апдейта CA решили удивить всех еще раз, и спустя всего год выпустили вторую часть Warhammer. Ее действие происходит в знакомой многим вселенной Warhammer Fantasy на континентах Наггарот, Люстрия, Южноземелье и Ултуан. Из рас доступны только пять:
- Людоящеры;
- Высшие эльфы;
- Скавены;
- Темные эльфы;
- Цари гробниц.
Если в предыдущей части были расовые ограничения на владения городами, то теперь они заменены климатическими. Система простая — каждая фракция получает бонусы или штрафы в разных областях карты. Критики отметили некую ограниченность для игрока. Но это было обусловлено выходом целого ряда DLC, которые расширили функционал игры.
Total War: WARHAMMER II в цифрах
- Примерное число владельцев: 1,000,000 +
- Оценка в Steam: 86% положительных отзывов из 9.466 обзоров
- Максимальное число единовременных игроков: 72,320
- Среднее время, проведённое в игре: 75.0 часов
Total War: ROME II - Emperor Edition
- Дата релиза: 3 сентября 2013
- Жанр: RTS, глобальная стратегия
- Цена: 1999 рублей
Те, кто следил за судьбой сиквела легендарного Rome: Total War, помнят, что приставка Emperor Edition досталась ему кровью и потом. Разработчики так торопились с релизом, что выпустили игру совсем сырой, с тысячами багов (крупных и мелких, смешных и грустных) и без многих запланированных механик. Геймерское сообщество бурно отреагировало на такое упущение, поэтому Creative Assembly пришлось в течение нескольких месяцев упорно “допиливать” свой продукт. Патч за патчем игра становилась все интереснее, краше и оптимизированнее. И только спустя два года вышел финальный, семнадцатый по счету патч, принесший игре императорский титул.
Если говорить о геймплее, то, по сравнению с первым “Римом”, проект продвинулся очень далеко. Карта стала просто огромной, а количество фракций перевалило за сотню (хотя, играбельными все они стали только после пользовательских патчей). Впервые в серии появилась продвинутая политическая система, при помощи которой можно было влиять на судьбу своего и других государств. Обычная военная сила перестала быть всемогущей, поэтому грамотному правителю в Rome II нужно использовать все свои возможности.
Нельзя не отметить старания моддеров, которые создали на основе второго “Рима” множество великолепных модификаций. Для серии Total War это уже стало традицией — CA выпускает фундамент, а умельцы “допиливают” его до идеала, добавляя сотни графических моделей, перенастраивая баланс и приближая игру к историческим реалиям.
Total War: ROME II - Emperor Edition в цифрах
- Примерное число владельцев: 2,000,000 +
- Оценка в Steam: 77% положительных отзывов из 20.576 обзоров
- Максимальное число единовременных игроков: 118,240
- Среднее время, проведённое в игре: 92.4 часа
XCOM 2
- Дата релиза: 5 февраля 2016
- Жанр: стратегия, пошаговая тактика, тактическая ролевая игра
- Цена: 1699 рублей
Человечество много раз представляло себе развитие событий при нападении инопланетной цивилизации. Посредством книг, фильмов, сериалов — все привыкли, что бравые бойцы спецназа героически побеждают космического врага и получают награды от гордого президента. Но разработчики XCOM 2 решили взглянуть на ситуацию с изрядной долей реализма. Страшное вторжение не оставило человечеству ни единого шанса. Несмотря на все потуги игроков в первой части, которые перебили не одну тысячу страшных монстров, планета оказалась под контролем пришельцев. Лишь в некоторых местах осталось хрупкое сопротивление, а надежда начала угасать. В этот самый момент организации XCOM было суждено возродиться и расправить свои крылья.
Действие сиквела происходит через 20 лет после событий первой части. Сохранилось много знакомых игровых механик, хотя и появились новые. Игроку предложено управлять новой мобильной базой XCOM. Ее построили, модифицировав угнанный корабль снабжения инопланетной расы. Геймер может развивать базу, нанимать солдат и прокачивать их.
Уровни теперь генерируются динамически. Это значит, что перепрохождение принесет свежии эмоции, и игра не успеет надоесть. Одной из главнейших задач в миссиях будет добыча артефактов и основных ресурсов, дефицит которых теперь ощущается особенно остро. Появились новые враги, среди которых знакомые из оригинальной UFO Defense гадюки и скрещенные с людьми сектоиды.
XCOM 2 в цифрах
- Примерное число владельцев: 1,000,000 +
- Оценка в Steam: 80% положительных отзывов из 19.911 обзоров
- Максимальное число единовременных игроков: 133,022
- Среднее время, проведённое в игре: 51.8 часов
Sid Meier’s Civilization VI
- Дата релиза: 21 октября 2016
- Жанр: пошаговая стратегия
- Цена: 999 рублей
Выйти за рамки реальности и столкнуть лбами известнейшие на планете цивилизации — фантазия Сида Мейера и его любовь к усовершенствованию без того прекрасных вещей сотворили с шестой “цивилизацией” настоящее чудо. Геймеры были в восторге, критики их поддерживали. Рейтинги редко опускались ниже 8 баллов из 10, в основном достигая 9.5 баллов.
По своей сути Sid Meier’s Civilization VI — это пошаговая стратегия, где игроки сражаются с компьютерным интеллектом или другими игроками, пытаясь получить полный контроль над генерируемой картой мира. Цель — построить цивилизацию, развивая города и различные отрасли, от мирных (наука, религия) до военного дела. Кроме территорий, принадлежащих игроку, на карте есть относительно нейтральные зоны, где располагаются города-государства. Они не смогут победить в партии или нанести серьезный вред главным участникам войны. Но если их захватить или наладить отношения, полученные бонусы приятно удивят.
Одно из интереснейших нововведений Sid Meier’s Civilization VI — разделение городов на районы. Теперь постройки относятся к разным районам, развивать которые нужно разными способами. Без учета DLC, на старте продаж имелось 18 цивилизаций. Доступ к Ацтекской империи нужно было покупать отдельно. С обновлениями список пополнился еще пятнадцатью цивилизациями.
Популярность игры в Steam безоговорочна. Может смутить низковатый процент положительных отзывов, но он опустился совсем недавно, когда разработчики сделали ряд противоречивых обновлений. Теперь все исправлено, и игра вернулась к своему идеальному состоянию.
Sid Meier’s Civilization VI в цифрах
- Примерное число владельцев: 2,000,000 +
- Оценка в Steam: 66% положительных отзывов из 30.506 обзоров
- Максимальное число единовременных игроков: 162,657
- Среднее время, проведённое в игре: 45.2 часов