В прошлой части истории Nintendo мы рассказали про становление компании и ее восхождение на олимп консольной индустрии. А сегодня расскажем о войне Nintendo и Sony, взглянем на черную полосу в истории компании и разберем причины ее неудач.
Nintendo 64 (1995 год)
Шел 1995 год, мир видеоигр готовился к переходу в 3D. Консолям предстояло преподнести трехмерный гейминг так, чтобы пользователи поняли, что эра 16-битного 2D прошла и виртуальные развлечения вышли на новый уровень.
Компания Nintendo, собираясь совершить прорыв на рынке, установила в свою новую консоль 64-битный процессор. Раньше такого не делал никто. В девяностые реклама строилась по принципу «больше — значит лучше». 64-бита было максимум для консолей, поэтому приставки у Nintendo продавались лучше чем у конкурентов.
На японский рынок консоль вышла в 1996 году под названием Nintendo 64. Через год она начала продаваться в Европе и Австралии.
Что представляла из себя Nintendo 64? Для начала взгляните на дизайн, который в то время казался футуристическим.
Блок питания был внешним, но обладал необычной конструктивной особенностью — он мог встраиваться в консоль и экономить место. А еще нельзя не упомянуть то, что у консоли была свободно расширяемая память. Видите крышечку на верхней панели приставки? Под ней скрывался слот для установки дополнительной RAM. Аксессуар Memory Expansion Pak, расширяющий память с четырех до восьми мегабайт, докупался отдельно. Некоторые игры, вроде Perfect Dark без него просто не работали.
Теперь давайте поговорим об одном из самых главных компонентов любой консоли, о ее контроллере. Если выразится просто, то это пожалуй самый страшный геймпад за всю историю.
Дело в том, что на момент перехода в 3D, инженерам геймпада N64 необходимо было разработать и разместить органы управления джойстика так, чтобы в трехмерные проекты было удобно играть. В итоге был разработан первый в индустрии аналоговый стик для комфортного управления в шутерах. Стоит упомянуть, что позже идею аналогового стика успешно позаимствовала Sony, использовав её Dualshock для PS1.
Но есть у этого контроллера одна изюминка, а именно кнопка C, которая по воле инженеров превратилась сразу в 4 кнопки. Они выполняли одну и ту же функцию. Чем было обусловлено такое решение — остается загадкой и по сей день.
Теперь пара слов об играх. Те, кто не в теме спросят — если это конкурент PS1, то почему я вижу картриджи на фото выше? Ведь всем известно, что на первой плойке в качестве носителя для игр использовался CD. Но нет, на N64 использовался именно картридж объемом всего 64 Мб, в то время как игры для PS1 доходили до нескольких гигабайт. И это приставки одного поколения, а значит на обе выходила одна и та же мультиплатформа. В итоге получается забавная ситуация, когда в консоли установлен передовой процессор, но из-за малого объема носителя раскрыть его потенциал у разработчиков не получится.
Чтобы уместить на 64 МБ трехмерную AAA игру, разработчикам приходилось урезать качество видеовставок, упрощать графику и пережимать саундтрек. Из-за ограничений со стороны Nintendo многие разработчики предпочли платформу от Sony. Так, седьмая часть Final Fantasy, вышла эксклюзивно на первой Playstation. Плюс ко всему, хваленый 64-битный процессор был для разработчиков совершенно не знаком, а разрабатывать игры для столь передовой архитектуры было очень сложно.
Последним гвоздем для Nintendo 64 стало то, что картриджи были гораздо дороже дисков в производстве, а значит и цены на игры были выше чем у конкурентов.
Но неужели в Nintendo не смогли предугадать необходимость перехода на дисковый формат. Отнюдь. Японцы отлично понимали как обстоят дела. Именно поэтому они обратились за помощью в Sony. Компании даже заключили контракт, но затем что-то пошло не так и соглашение было расторгнуто. Хитрые ребята из Sony быстро сориентировались и имея на руках полные спецификации N64, а также прототип дискового привода за полгода выпустили Playstation 1.
В итоге Nintendo сама породила своего главного конкурента и с крахом проиграла войну в пятом поколении консолей. Позже для Nintendo 64 был выпущен аксессуар под названием 64DD, позволяющий запускать игры с дисков. Но эта штуковина провалилась только на рынке Японии.
Nintendo 64 получила признание лишь среди фанатов компании и продавалась только благодаря нескольким эксклюзивам.
Super Mario 64
Эта игра открыла итальянскому водопроводчику дверь в мир 3D. Переход получился весьма удачным. Креатив геймдизайнеров Nintendo позволил изменить представления геймеров о жанре платформеров, ведь все механики были заботливо и детально перенесены в 3D.
The Legend of Zelda: Ocarina of Time
Это не просто очередная глава Легенды о Зельде. По мнению мирового сообщества критиков это лучшая игра за всю историю существования индустрии. Почему? Все благодаря совершенно уникальному сюжету про временные путешествия.
The Legend of Zelda: Ocarina of Time действительно шедевр на все времена, особенно для любителей RPG. Я не хочу прибегать к спойлерам, лучше просто поиграйте сами на эмуляторе.
К началу двухтысячных жизненный цикл пятого поколения консолей подходил к концу. Nintendo нужно было в кратчайшие сроки возвращаться на лидерские позиции рынка и они были к этому готовы.
Nintendo GameCube (2000 год)
Помня об ошибках Nintendo 64, большая N не спешила выпускать консоль шестого поколения. Дождавшись провала конкурента в лице SEGA, Nintendo затаилась в ожидании анонса от Sony, чтобы нанести удар после того, как соперник раскроет все карты.
2 марта 1999 года, через день после анонса PS2, игровая общественность узнает о том, что Nintendo работает над собственной консолью шестого поколения, но не разглашает ни названия, ни характеристик. Еще через некоторое время становится известно кодовое имя проекта — Dolphin. После чего Nintendo перестала кормить публику новой информацией и шум вокруг проекта утих более чем на год.
Почему проект получил такое кодовое название? Ответ кроется в начинке консоли. За железом Nintendo обратились к компании ART-X — стартапу, основанному бывшими сотрудниками знаменитой Silicon Graphics. Эти ребята разработали графический процессор под названием Flipper. Так звали дельфина из одноименного сериала, ставшего хитом на западе еще в шестидесятых.
Наконец-то в августе двухтысячного домашняя консоль Nintendo шестого поколения была официально анонсирована. Однако, название Dolphin внезапно изменилось и приставка предстала перед геймерами под названием GameCube. Первые проекты для новой консоли были представлены только на Е3 2001, что не позволило Nintendo догнать Sony.
Но что же такое GameCube? По названию несложно догадаться, что дизайн консоли был выполнен в форме куба. В целом приставка выглядела весьма детской. На фоне брутальной PlayStation 2 и футуристического Xbox она больше напоминала детскую игрушку. Расцветки консоли подчеркивали ее игрушечную внешность, на старте было представлено целых девять вариантов.
Контроллер GameCube по своей странности недалеко ушел от Nintendo 64. Он выглядел так же нелепо и был перегружен лишними элементами. Например, кнопка Z была нужна всего в паре-тройке игр.
Отдельно хочется отметить шифты геймпада, которые были аналоговыми. Это означало, что «курки» воспринимали силу нажатия, то есть работали по аналогии с автомобильными педалями, что здорово выручало в гонках.
Однако массовая аудитория не оценила новый продукт от Nintendo. Виной тому стал носитель, на котором распространялись игры. К сожалению, компания не смогла решить эту проблему еще с прошлого поколения. Опять картриджи, спросите вы? Нет, в GameCube использовался специальный формат носителей под названием Panasonic mini disc.
Он вмещал до полутора гигабайт информации, в то время когда PS2 и Xbox полноценно работали с DVD дисками объемом до восьми Гб. Подобное решение привело GameCube в ту же ситуацию, в которой не так давно находилась Nintendo 64. Разработчики игр просто не хотели делать проекты для GameCube, так как носитель не позволял реализовать их идеи в полной мере. Мультиплатформу же вновь приходилось урезать, жертвуя качеством роликов и звука да и графика не выдерживала никакой конкуренции.
Почуяв неладное, Nintendo решила немного изменить вектор развития своей консоли, погрузившись в интерактив. Первой попыткой подобных изменений стал Game Boy Player.
Данный аксессуар давал возможность запускать игры Game Boy Advance и Game Boy Color. Устройство стало достаточно популярным среди владельцев консоли, но глобального коммерческого провала кубика избежать не удалось. На последнем издыхании компания выпустила Game Boy Cable — специальный кабель позволяющий объединять две консоли и использовать экран Game Boy Advance в качестве дополнительного в играх GameCube.
Но подобное заигрывание с аудиторией никак не отразилось на продажах консоли. Дошло до того, что Билл Гейтс лично предлагал руководству Nintendo купить их компанию за 20 миллиардов долларов, чтобы японцы делали игры для Xbox. Но в Nintendo сослались на то, что у Microsoft недостаточно опыта в игровой индустрии и тактично отказали.
По итогам жизненного цикла GameCube было продано менее 25 миллионов консолей, что стало худшим результатом за всю историю существования Nintendo. Особый крах наблюдался на родном для консоли японском рынке, где было продано всего 4 миллиона «кубов». Приставка выживала лишь за счет эксклюзивов, разрабатываемых самой Nintendo. Только продажи Mario и Zelda не позволяют назвать GameCube полным провалом.
В итоге GameCube не помог Nintendo реабилитироваться на рынке после N64, а усугубил ситуацию. У компании остался последний шанс восстать из пепла и, забегая вперед, скажем, что у нее это получилось.