Обзор The Valiant — неожиданно приятная игра

Я путешествовал по средневековому миру в компании мощных героев и отважных бойцов, осаждал замки, освобождал заложников, искал религиозные артефакты и скучал в мультиплеере — в обзоре The Valiant.

На днях поиграл в новую RTS под названием The Valiant, выпущенную студией KITE Games под руководством THQ Nordic. Первым делом, глянул оценки в Steam — они были смешанными, всего ~60% положительных отзывов. Расстроился, подумал, что зря потрачу время. Но, уже через полчаса прохождения приятно удивился и в результате The Valiant меня порадовала. Негатив тоже был, но он не смог перекрыть положительные впечатления. Сейчас расскажу подробнее.

Сеттинг

Действие игры происходит во времена Первого Крестового похода. На протяжении кампании главные герои проходят всю Европу и отправляются в Малую Азию. Поэтому локации очень разнообразные и каждая из них по-своему уникальна. Я проникся атмосферой реалистичного Средневековья и очень этому рад. Ничего выбивающегося из общей картины не увидил, даже элементы фэнтези были грамотно вплетены в череду событий и интересно обыграны. 

The Valiant - вступление к миссии
Перед каждой миссией можно послушать клерика, который за кадром сопровождает главного героя — его описание происходящего увлекает, словно читаешь книгу. 

В целом, сеттинг можно назвать историческим. Насчет мелких деталей не знаю, здесь вам нужно звать экспертов, вроде Клима Жукова :) Но, будучи фанатом такого сеттинга, могу сказать — выглядит отлично.  

Сюжет

Сюжет начинается со знакомства с двумя благородными рыцарями. Один из них, Теодорих, в результате становится главным героем. Второй — главным антагонистом. 

Сначала товарищи вместе сражаются, причем, успешно. Затем их пути постепенно расходятся, а дружба угасает. Виной тому — странный артефакт, найденный на раскопках возле одного из восточных городов. Постепенно становится ясно, что находка — лишь часть более могущественного артефакта, обломки которого разбросаны по миру. Осознавая, что такое могущество не должно оказаться в руках одного человека, Теодорих отправляется на поиски с целью обнаружить и уничтожить все части артефакта. А его бывший товарищ коварными методами пытается его остановить. 

Спойлерить не буду, потому что в конце вас ждет неожиданный поворот. Но отмечу, что сюжет затягивает и подогревает интерес до самого финала. В нем присутствуют элементы фэнтези, но в большинстве своем — это лишь предрассудки главных героев и особенности мышления средневековых людей. Поэтому относительная реалистичность присутствует. 

The Valiant - кат-сцена
Несколько кат-сцен претендуют на звание кинематографичных — их мало, но атмосферу они нагнетают отлично.

Конечно, кат-сцены могли быть красивее — есть только пролеты камеры над статичными модельками персонажей. Но мне, игравшему в RTS с начала двухтысячных, такой стиль по душе — ностальгией попахивает что-ли. Да и в целом такие кат-сцены не бесят и неплохо иллюстрируют происходящее. 

Геймплей

The Valiant - главное меню
Выбор режимов в меню

В игре три режима — кампания, сетевые битвы и выживание. 

Кампания

Делится на 16 глав, длительностью от 20 до 40 и более минут. Перед каждой миссией (за исключением первой) можно увидеть карту с уже посещенными местами и переиграть связанные с ними задания. При выборе миссии появляется возможность прокачать главных героев (выбрать им перки) и назначить юнитов, которые появятся в миссии в виде дополнительных войск.

The Valiant - обучение
Обучение подробное. Правда, все придется клацать и читать самостоятельно — за ручку никто не проведет и заставлять не станет. 

Героев несколько, появляются по мере прохождения. Собой они представляют различные виды войск — мечники, копейщики, топорщики, кавалерия, лучники. От обычных юнитов отличаются наличием нескольких способностей и большим запасом здоровья. У каждого есть три ветки прокачки с весьма полезными перками и активными способностями — «кач» реально помогает и влияет на ход боя.

The Valiant - зимняя локация
Мои герои прошли жаркие пески, влажные леса и ледяные горные перевалы — не позавидуешь такой судьбе!

Мне понравилась возможность выбора армии до начала миссии. Когда нет возможности захватывать лагеря наемников и покупать новых бойцов, ты полагаешься лишь на грамотно подобранную комбинацию отрядов, заранее выстраивая стратегию. Я, к примеру, предпочитал смесь топорщиков и лучников, чтобы эффективнее убивать вражеских мечников (их очень много) и стрелков. Кавалерия мне не понравилась, вернее, не захотелось постоянно ее контролить — «ленивый» геймплей был мне больше по душе.

The Valiant - битва с боссом
Атмосферная битва с боссом в горящем городе. Геймплейно боссы здесь простые — толстые юниты с подкреплениями. Но попотеть с ними приходится. 

Итак, герои и юниты выбраны — что там по миссиям? А с ними полный порядок. Они весьма разнообразны и увлекательны. Есть путешествия по карте с целью добраться до определенной точки, также присутствуют осады, захваты территорий, операции по освобождению заложников, побеги из засады и т.д. Каждая миссия предлагает новые впечатления, поэтому с нетерпением ждешь, что же там дальше. 

The Valiant - лесистая локация
Лесистая местность — самая опасная, ведь враги могут скрываться среди деревьев. Но и мои юниты тоже устраивали засады, которыми я активно пользовался. 

В целом, кампания мне очень понравилась. Она чем-то напомнила Ancestors: Legacy, но тут меньше масштаб, скромнее армии и графика чуть проще. 

Сетевые битвы

Заценить их в полном масштабе не получилось, потому что мультиплеер мертв. Вернее, в игру заходят около 100 человек единовременно, но мне ни разу не удалось найти живых соперников. И это печально, ведь игрушка весьма достойная. 

The Valiant - сетевое сражение
Бой с ИИ за контроль над шахтой. 

Но я все же попробовал режим, добавив ботов. Он достаточно незамысловатый — на карте есть экономические постройки и центральные зоны. Первые нужно захватывать для добычи ресурсов (чтобы армию нанимать), вторые тоже необходимо захватывать, чтобы снимать очки с противника. У кого закончатся очки — тот и проиграл. 

Благодаря обилию точек контроля на карте, нужно дико контролировать все происходящее, заранее продумывая тактику и общую стратегию. Стыдно признаться, но даже легкие боты с непривычки меня беспощадно унизили. Представляю, как интересно было бы с реальными игроками. Но, судя по всему, проверить это не судьба. 

Режим выживания

Здесь тоже нужны реальные игроки, в качестве союзников. И игра мне их так и не нашла. Ботов здесь нет, поэтому я довольствовался лишь описанием и представлением происходящего с учетом некоторых миссий из кампании. 

В режиме выживания игроки получают под контроль определенную область карты с ресурсами и лагерями наемников. Цель — пережить полтора десятка волн противников. В кампании я сталкивался с лайтовыми версиями такого выживания и было весело. Опять же, жалко, что мультиплеер мертвый, удовольствие от него я точно бы получил.

Боевка

Ну и о боевой системе тоже стоит рассказать. Она здесь такая же, как и в упомянутой ранее Ancestors: Legacy. Отряды состоят из нескольких юнитов и относятся к разным классам. Каждый класс имеет сильные и слабые стороны. Стрелки косят пехоту, конница ломает стрелков, копейщики уничтожают конницу. Также мечники эффективнее против копейщиков, топорщики отлично ладят с мечниками и т.д. Тонкостей немало, но их быстро заучиваешь.

The Valiant - классы юнитов
Классы отрядов

Отряды имеют полоску здоровья и боевого духа. Сначала тратится дух — во время боя его можно пополнять способностями или отступлением в тыл для автоматического регена. Потеряв боевой дух, отряды начинают терять здоровье и бойцы постепенно погибают — восполнить потери в этом случае можно лишь при помощи лагеря наемников.

The Valiant - карта мира
Частичка карты мира — отдалить ее нельзя, можно лишь переключаться между пройденными точками. 

Сами бои мне понравились. Коллизия юнитов весьма реалистичная. Анимации поединков выглядят прикольно. Не обошлось без мини-багов и ощущения разворошенного муравейника. Но это общая проблема для всех подобных игр. Даже гиганты, вроде Total War страдают от подобного. И в высоко оцененной Ancestors: Legacy то и дело возникала свалка из юнитов. 

The Valiant - крестоносцы в бою
Крестоносцы доминируют на поле боя. 

Показалось, что баланс не идеальный. Скажем, конницу практически невозможно контрить, если она захочет зайти в тыл и убить лучников. ИИ, к слову, активно этим пользуется, чем вызывает смесь восторга и горения в пятой точке. Некоторые герои и боссы тоже слишком толстые — первое радует, второе бесит. Но это мелочи, которые можно поправить в патчах. Сомневаюсь, что после провального старта они будут. Но если их выпустят — честь и хвала разработчикам.

Что там с оценками?

Почитав жалобы пользователей, я согласился далеко не со всеми. Например, графика тут хоть и простенькая, но стиль приятный и картинка в целом отличная. С багами я не сталкивался абсолютно. Были огрехи в переводе, правда, минимальные и я их практически не замечал.

Есть и жалобы, с которыми согласен. Во-первых, ценник в 1999 рублей за подобную игру — многовато. Снизить в два раза и потом добрать прибыль за счет DLC, получив на старте куда более многочисленную аудиторию — было бы намного правильнее. Отсутствие ручных сохранений — тоже беда, особенно учитывая, что некоторые миссии могут отнять до часа времени.

К минусам также можно отнести нулевой маркетинг. Ведь помимо кампании дальнейшая жизнь этой игры зависит только от мультиплеера. А он мертв.

Но достаточно ли минусов, чтобы забыть про эту игру и назвать ее провальной? Мне кажется, нет. Если вы увидите ее по огромной скидке, советую купить хотя бы ради кампании. Но лишь в том случае, если вам очень нравятся RTS в историческом сеттинге. Несколько увлекательных игровых сессий вам точно обеспечены. 

Выводы

The Valiant — хорошая стратегия в реальном времени. Заметно, что разработчики вложили очень много сил и создали прекрасную основу для дальнейшего развития. Если бы не провал маркетингового раздела и жадность издателя, проект вполне мог бы выстрелить. А теперь даже не знаю, что ждет игру в будущем. Мало кто возвращается после такого слабого старта. Очень хочу, чтобы The Valiant стала исключением и обрела аудиторию. Наивное желание, но все же… 

 
аватар
Хороший обзор. И тормознул меня и подогрел интерес. В общем растерян я. И хочется поиграть и все же считаю ценник не оправданым
аватар
Да уж цена тормозит процес заинтересованости =)
аватар
думаю стоит стрим посмотреть если цена велика)
аватар
Для фанатов жанра наверное действительно стрим в помощь. Но я пройду мимо, не мое
аватар
Когда читаешь такие обзоры то даже не любимый жанр хочется попробовать как минимум ))
аватар
попробовать хотелось бы, но тормозит ценник... на мой взгляд он завышен.....