В 1997 году безбашенные ребята из американской студии Running With Scissors (RWS) представили миру первую часть Postal — сатирически-безумный изометрический боевик с сорвавшимся с катушек почтальоном в главной роли. Аудитории подобные проекты нравились (и нравятся по сей день), поэтому успех не заставил себя ждать.
В 2003 году вышла вторая часть. Полностью трехмерная, на движке Unreal Engine 2. С Чуваком в главной роли. Безумия и жести в игре стало еще больше, сатиры и приколов тоже. Плюс, завезли неплохой по меркам проекта сюжет. Аудитория купила, с удовольствием скушала и попросила добавки. Поэтому разработчики вскоре выпустили дополнение Paradise Lost. Да ладно, шучу. Не вскоре. В 2015 году (!!!).
Но никто не жаловался такой задержке, потому что в промежутке между сиквелом и дополнением издатель Акелла при участии студии Trashmasters «выплюнул» на свет Postal 3. Почему «выплюнул»? Это самое безобидное слово, которое я смог подобрать. Новые разработчики (Running With Scissors принимали в создании третьей части лишь косвенное участие, помогая с моделями и локациями) умудрились запороть абсолютно все. В игре, которая изначально задумывалась, как упоротая. По-хорошему, конечно же. Куча багов, невнятный сюжет, неудобное управление, ужасная графика.
Фанаты посмотрели на Postal 3, плюнули издателю в ответ и пошли обратно во вторую часть. А спустя четыре года уже Running With Scissors выкатили им крупное дополнение для сиквела с кучей улучшений, которое получило восторженные отзывы.
Получив заряд энергии от фанатов и поверив в свои силы, ребята из RWS занялись четвертой частью, которую они сами назвали «настоящей третьей». В ней они полностью открестились от сиквела, словно его и не существовало. Вот только огромным бюджетом их никто не наградил, поэтому в Steam 14 октября 2019 года вышла ранняя версия. Очень ранняя. Практически альфа. И все же, она собрала больше четырех тысяч положительных оценок.
На сегодняшний день Postal 4 получила крупное обновление с новыми миссиями и оружием, а также многочисленными правками. Так что, я решил на нее взглянуть и оценить. Посмотрим, что из этого вышло.
Два разных взгляда на мир
Чтобы добиться хоть какой-то объективности, я опишу увиденное в Postal 4 от лица двух живущих во мне «персонажей». Нет, шизофренией здесь даже не пахнет. Речь об относительно олдскульном геймере, который щупал игры еще в конце девяностых, и о современном, которому подавай графон, кат-сцены голливудского уровня и идеальную оптимизацию под любой калькулятор.
С точки зрения современного геймера
Хотя живущий внутри меня олдфаг изо всех сил пытался заглушить жалобы ньюфага, последний все же смог вырваться. Сейчас вы узнаете, что он рассказал.
Итак, в 2020 году Postal 4: No Regerts не выдерживает никакой критики в плане графики, геймдизайна, атмосферы и оптимизации.
Графика где?
Начать хотелось бы с графики. Она ужасна. Возможно, настолько, что даже прекрасна. Но современные игроки вряд ли посчитают это большим плюсом. Выйди игра десять лет назад, возражений бы не было. Но сегодня все эти угловатые модельки, мутные текстуры и странное освещение смахивает на модификацию для какой-то старой игры.
Некоторые в интернете называют Postal 4 ремастером Postal 2. Возможно, именно этого пытались добиться разработчики. Вот только красивее и современнее проект от этого не стал. Следовательно, широкая аудитория его отвергнет, особенно геймеры, которые познакомились с игровой индустрией после 2010 года. Вернее, уже отвергла. В первые дни релиза пиковый онлайн в Steam у Postal 4 достиг 916 человек. Скромная цифра, особенно учитывая более-менее раскрученный тайтл. Сейчас же пиковый онлайн в среднем держится на отметке в 50-70 человек, изредка добираясь до 100.
Геймдизайн попахивает канализацией
Теперь о геймдизайне. Это альфа, предназначенная для раннего доступа с целью привлечь игроков к тестированию. Но основа игры уже готова. Открытый мир, локации, дизайн миссий — все это останется прежним, даже после выхода всех контентных апдейтов и правок. Как я уже говорил, все перечисленное похоже на какую-то модификацию для игры из начала двухтысячных.
Мир состоит из нескольких связанных между собой дорогами локаций. Они наполнены generic-зданиями без намека на какой-то стиль. Просто современный сеттинг, который можно увидеть в любом американском городке. Чего-то выдающегося в планировке локаций нет. Словно нарисовали в 3D-редакторе основу, натыкали домиков и деревьев, покрыли асфальтом дороги и готово. В Steam похожих бродилок каждую неделю по десять штук выходят. И никто не называет их «возвращением великой классики».
Дизайн миссий — это, наверное, единственное, чем игра могла бы спасти свое положение. Но все задания, заготовленные разработчиками для Чувака, скучные. Подавил бунт в тюрьме, постреляв из посредственных пистолетов по заключенным, поймал несколько кошек и собак для живодера, очистил канализационные трубы от мусора при помощи лопаты, вкрутил десяток лампочек, выписал несколько штрафов.
Вроде бы, звучит не так ужасно. Но процесс выполнения миссий до ужаса прямолинейный. Если нужно вкрутить лампочки, ты просто бегаешь по коридорам и вкручиваешь. Попросили поймать собак? Приманиваешь их вкусняшкой и они бегут за тобой. Заставили трубы в канализации почистить? Машешь лопатой, тыкая на левую кнопку мышки. И все. Никаких случайных событий, дополнительных сложностей, второстепенных развлекалок.
Ладно, дополнительные сложности имеются. Чтобы почистить трубы, пришлось прыгать по ним в худших традициях платформеров (потому что физика ужасная). Но это не сложно и не интересно, а просто затягивает время. Плюс иногда нападали крысы — пришлось по ним стрелять целых три секунды. Остальные «усложнения» лишь затягивали время, заставляя лишний раз бегать по уже знакомым местам для активации триггеров. Привет, начало двухтысячных. Да нет, что уж там, двадцать лет назад Half-Life существовал, а он в разы интереснее и разнообразнее.
Физика и механики
Про физику сказать нечего. Она осталась такой же, как и десять лет назад. Возможно, ее слегка улучшили, но это незаметно. Стрельба корявая, главный герой и NPC двигаются, как манекены.
Механик особо не прибавилось. Можно бегать, прыгать, стрелять, взаимодействовать с некоторыми предметами и кнопками, натягивать котов на дуло в качестве глушителя, извергать из себя потоки мочи, заливать все вокруг бензином и поджигать. Вторая половина списка хоть и кажется веселой, но на деле надоедает спустя полчаса.
Оптимизация и искусственный интеллект
Оптимизации нет. Что вполне логично, как для альфы. FPS низкий, просадки появляются каждые пять секунд, кругом баги, случались даже вылеты. На слабом и даже среднем ПК играть невозможно. Топовые системы с трудом удерживают FPS на уровне 40-50 кадров с просадками до 10. При этом, игра идет рывками и управление очень некомфортное.
Искусственный интеллект где-то на уровне с оптимизацией. Единственное, что понравилось — люди на улицах реагируют на безобразные поступки главного героя. Написал на NPC — его стошнит. Достал оружие в городе — все вокруг начнут паниковать. Полиция иногда появляется. Но это всего лишь декорации, не несущие никакой пользы. Даже полиция ни на что не способна — разве что сделает пару выстрелов «в молоко» и на этом все.
В качестве мини-вывода от лица современного геймера, с уверенностью скажу — Postal 4 выглядит безнадежно устаревшей и понравится она разве что узкому кругу ценителей, которые любят эту серию на протяжении двух десятилетий. Что и подтверждается низким онлайном в Steam.
С точки зрения олдфага
Ну а теперь, внутренний избалованный нытик, привыкший к блокбастерам и AAA-проектам, высказался и утих, пора рассказать о том, для чего на самом деле разрабатывают Postal 4.
Это одна из немногих игр, которая не подчиняется современным трендам и вообще плевать хотела на обиженных, оскорбленных, испуганных и чем-то обделенных. Это жесткий треш, беспощадная сатира и парк развлечений для латентных маньяков.
Говорите, графика плохая? Postal никогда не был игрой про графику. Текстуры есть, модельки бегают, огонь горит, кровища хлещет? Этого достаточно. Да и в наше время начинают набирать популярность всякие пиксельные трехмерные проекты, «вдохновленные незыблемой классикой девяностых» — чем они лучше Postal 4? Разве что стилистикой и оптимизацией. Но, опять же, Postal не об этом.
Дизайн локаций безликий? Да они в Postal нужны только в качестве полигона для безумств, которые доступны главному герою. Почти во все домики можно забежать, испугав жильцов и подобрав ништяки с полок. Улицы заполнены людьми-болванчиками, которых можно расстреливать, поджигать и колотить. Кроме людей есть собаки и коты — собак лучше не трогать, а коты прекрасно чувствуют себя в качестве глушителей на дробовике.
Дизайн миссий бедный, скучный и непримечательный? Отчасти да. Но не совсем. Игра рассказывает о том, как попавший на социальное дно человек пытается выжить в безумном мире. И его похождения, несмотря на линейность и простоту, весьма атмосферны. Он готов на все — чистить канализацию, ловить котов, убивать зеков, вкручивать лампочки. Несмотря на небольшую затянутость, миссии проходятся быстро и не успевают наскучить. И если посидеть хотя бы пару часов, впечатлений набирается выше крыши. Такого разнообразия несовместимых друг с другом занятий нет больше ни в одной игре.
Физика устаревшая? Кхм, опять же, Postal — не о физике. Бегать, прыгать и стрелять можно? Можно. Этого хватает. Плюс, можно баннихопить для быстрого перемещения, таскать за собой ящики (как в Half-Life!).
Механик маловато? Пока да. Но благодаря уже доступным можно вдоволь повеселиться. Головы врагов после выстрела разлетаются на части и заливают все вокруг кровью — чертовски зрелищно! Протагонисту доступно неограниченное мочеиспускание — можно испачкать все вокруг, довести прохожих до рвоты, потушить самого себя (направив инструмент в сторону голубого неба). Канистры с бензином позволяют устраивать адские пожары. А еще в инвентарь то и дело попадают энергетики, галлюциногены и кошачий корм, от которого Чувак забавно кашляет и плюется.
Искусственный интеллект плох? Да зачем он тут? Это не тактический шутер. И даже не тир. Здесь фактически парк развлечений с небольшими сюжетными миссиями. Дело не в поведении NPC, а в создании прикольных ситуаций с применением доступных ресурсов. Появился дробовик — натянул на него кота и бегаешь. Канистра с бензином подвернулась — устроил глобальное барбекю. И так на протяжении всего прохождения.
Единственное, с чем внутренний олдфаг может согласиться с современным геймером — оптимизация отстой. Играть очень хочется, но почти не можется. Полчаса, час, от силы полтора и глаза уже болят от постоянных просадок кадров и подвисаний. Да и энтузиазм падает. Непонятно, почему спустя почти год после релиза разработчики это не исправили. Лучше бы они на новый контент забили и сделали Postal 4 играбельным. Но, по крайней мере, Running With Scissors никого не обманывают и честно называют игру сырой. На данный момент она находится в стадии «чуть менее дрянной альфы» в версии 0.2.0.0 — так и написано, клянусь. Хочется версить, что к версии 1.0 почти все проблемы исчезнут.
Выводы
Чтобы поддержать разработчиков морально, выводы сделаю от лица олдфага. Тем более, что своей промежуточной оценкой ситуации современный геймер уже поделился несколько абзацев назад. Postal 4: No Regerts — это угар, безумие, трэш, глупость, сатира, ностальгия, безбашенность, вызов нынешним трендам. В этой игре не нужно искать красивую картинку, глубокий сюжет или детальную проработку локаций и миссий. В нее нужно играть и получать кайф от самых простых вещей.
Двадцать лет назад мы были счастливы, бегая по минималистичным мыльным коридорам и расстреливая разлетающихся на части монстров. Уверяю вас, сегодня мало что изменилось. И на фоне действительно скучных и бездарных, хотя и чертовски красивых экшен-шутеров, Postal 4 все еще имеет шанс на существование. Пускай и среди немногочисленной аудитории. Осталось пофиксить баги, улучшить производительность и добавить побольше нового контента.
Игра тестировалась на нашей белой сборке CorsairПроцессор | Intel Core i5+8500 с Optane 16Gb | |
Охлаждение | Corsair Hydro Series H60 (2018) | |
RAM память | Corsair DOMINATOR PLATINUM RGB DDR4 | |
SSD Диск | SSD Corsair Force Series Gen.4 PCIe MP600 | |
Системная плата | Gigabyte Z390 UD | |
Видеокарта | NVIDIA GeForce RTX 2060 | |
Блок питания | Corsair RMx Series RM650x | |
Корпус | Corsair Carbide Series SPEC-OMEGA RGB |