Чешская студия Ashborne Games при поддержке издателя THQ Nordic выпустила на днях тактическую игру в реальном времени с элементами выживания The Last Train Home. Проект основан на реальных событиях — выходе Чехословацкого корпуса с территории России после Первой мировой войны. Данный этап нашей общей истории редко освещался не только в играх, но и в культуре в целом. Так что, игра вызвала у меня большой интерес. Сейчас расскажу, чем она меня удивила, огорчила и какие впечатления оставила. Поехали!
Сюжет и сеттинг
Обычно этому разделу я выделяю совсем немного места в своих обзорах. Ведь спойлерить не хочется, а почти любой сеттинг можно описать в нескольких предложениях.
Здесь же ситуация немного иная. Ведь игра заявлена, как историческая. И большинство современных геймеров вряд ли знакомы с историей Чехословацкого корпуса (легиона). Поэтому проведу краткий экскурс, который поможет вам лучше понять сюжет и руководствуясь которым вы сможете сами изучить показанные в игре события, хотя бы на Википедии.
Предыстория
Итак, в The Last Train Home нам дают под командование отряд людей, которые символизируют собой Чехословацкий легион. Это формирование было основано во время Первой мировой войны на территории Российской Империи. В состав легиона вошли местные чехи и словаки, а также пленные из австро-венгерской армии.
В то время, на начало 20 века, чешский и словацкий регионы были частью Австро-Венгрии. Но каждый из них хотел независимости. Россия поддержала это стремление, будучи противником Австро-Венгрии и Германии. И пообещала, что сформированный легион, после царской службы отправится домой, в свою новую республику.
Чехословацкий корпус достаточно быстро наполнился добровольцами и присягнувшими царю пленными. На пике его численность достигала более 70 тысяч человек. Бойцы отважно сражались на западном фронте, помогая российской армии сдерживать немецкие и австро-венгерские войска.
Но затем война начала подходить к концу, а в России произошла революция, разделившая ее на две стороны — красную и белую. Чехословаки оказались в неприятной ситуации, ведь служить им было уже некому, а принимать какую-либо сторону в гражданской войне они не хотели.
Учитывая изначальные договоренности, Чехословацкий легион принял решение вернуться на родную территорию. Тем более, что близилось формирование Чехословацкой республики. Пути было два — короткий западный и колоссально длинный восточный. Короткий был невозможен, ведь его контролировали вражеские Германия и Австро-Венгрия.
Оставался длинный путь — на бронепоездах, через всю Сибирь, во Владивосток, откуда можно было уплыть на кораблях союзников.
Игровые события
На моменте отступления через Сибирь и начинается повествование в игре. Сразу стоит отметить, что масштаб здесь скорее условный. Ведь подконтрольный отряд состоит из нескольких десятков человек. Тогда как в реальности из Владивостока за два года уплыли 72 644 легионера. Поэтому все, что происходит в игре, нужно воспринимать, как очень условную театральную постановку, где игроку дается лишь выжимка из реальных событий, не более 1% от происходившего.
И нет, это не история отдельного потерянного отряда, который в суматохе отступления громадной армии остался один на один с суровой реальностью. Сюжет четко указывает на то, что игрок управляет всем легионом целиком. И все события, которые происходят с солдатами в игре, даже теоретически не могли бы случиться с одним маленьким отрядом.
Если вкратце, в игре «легион» начинает путь на западном фронте, пересекает Москву, а дальше отправляется по сибирской железнодорожной магистрали. По пути солдаты сталкиваются с ужасами войны и революции, наблюдают за страданиями крестьянского населения, вступают в бой с красноармейцами ради выживания и мести за преступления против человечности. Иногда происходят события, схожие с реальностью, например, захват золотого запаса России. Но если смотреть на сюжет объективно, он ужасно однобокий.
Клюква или не клюква?
Негативно настроенные комментаторы уже заклеймили The Last Train Home, как русофобский проект под клюквенным соусом. Западные геймеры, напротив, порадовались историчности проекта. Но истина, как всегда, где-то посередине.
В игре Чехословацкий легион — протагонист, не совершающий ничего негативного и постыдного. Все действия солдат оправдываются тезисами из разряда: «Не было другого выхода». Местные жители встречают легионеров с распростертыми руками и с радостью отдают припасы.
Красная армия, напротив, показана, как абсолютное зло. Ее бойцы грабят, убивают, сжигают. О белой армии рассказано вскользь, без лишних деталей. Что неудивительно, ведь Чехословацкий легион некоторое время вынужденно воевал на стороне белых, когда красные приказали ему сдать оружие.
Разработчики откровенно кривили душой и демонстрировали лишь самые положительные стороны легиона, всеми силами очерняя тех, кто ему противостоял. Поэтому отчасти продукт можно назвать пропагандистским. Но не спешите с выводами. Ведь Call of Duty, Medal of Honor, да и любые другие игры, посвященные тем или иным реальным историческим эпохам, пропагандистские. Особенно, если речь о войне или политических событиях. Так что, в случае с The Last Train Home ничего экстраординарного не произошло.
Можно ли назвать демонстрацию военных преступлений по отношению к мирным жителям со стороны красноармейцев — клюквой? Отнюдь. Кто не согласен — учите историю. Война — это всегда кошмар и ужас для простых людей. Тем более, для беззащитных крестьян.
Другое дело, что руки в крови не только у красноармейцев, но и у белых, и у легионеров. Когда огромные армии сталкиваются друг с другом, на первый план выходят потребности солдат. На момент Первой мировой и противостояния белых с красными, эти потребности зачастую удовлетворялись за счет местного населения. В том числе путем силового отбора ресурсов. Естественно, все это сопровождалось насилием, трагедиями и прочими кошмарами.
Сам легион, поссорившись с красными, захватил вместе с белыми чуть ли не все ключевые города в Сибири и золотой запас страны. И лишь после того, как красные переломили ход войны, стороны помирились и легионеры спокойно ушли через Владивосток.
Можно долго дискутировать, кто был прав, а кто виноват. Но раз игра не ставит такие вопросы, показывая лишь удобные разработчикам факты, то и мы с вами не станем вникать слишком глубоко. Кто желает — приглашаю гуглить и изучать историю, не пожалеете, там масса интересного. Я сам благодарен игре за то, что она пробудила во мне желание покопаться в истории Чехословацкого легиона и открыла портал в мир невероятных исторических событий.
Но сама по себе The Last Train Home совершенно не тянет на историческое пособие. Это не реконструкция, не путеводитель и даже не краткий экскурс. Это фэнтези, в основу которого легли реальные события. Не более. И очень жаль, что разработчики выбрали не серую мораль, а банальную черно-белую историю. Ведь сюжет можно было сделать куда более цепляющим за душу и захватывающим.
И в конце пару слов о сеттинге. Учитывая достаточно низкую детализированность объектов и обилие однообразных локаций, сложно сказать, высока ли планка реализма. Если не вникать слишком сильно, все выглядит вполне правдоподобно, от формы и оружия солдат до архитектуры и моделей техники. Режущих глаз моментов нет, придраться особо не к чему.
Геймплей
А теперь забудем про историю, «холивары» на тему клюквенности, и посмотрим на самое важное — игровой процесс. Ведь он здесь действительно хорош. Делится он на две части — менеджмент поезда с солдатами и тактические сражения в реальном времени.
Менеджмент
Пускай механики здесь не супер-глубокие, но все же разработчикам удалось передать атмосферу выживания на бронепоезде, который едет по враждебной территории, преодолевая тысячи километров пути, в том числе во время тяжелых погодных условий.
Игрок может прокачивать каждого солдата отдельно, выдавая ему специальность и назначая его на работу в поезде. Солдат нужно кормить, поднимать им боевой дух, давать им отдых, лечить раненых и т.д. Для этого в поезде нужно строить и прокачивать специализированные вагоны.
Сам поезд тоже нуждается в уходе — ему требуются ресурсы для функционирования. Собираются они на карте, во время остановок — можно сформировать отряд и отправить его, например, в лес или в ближайшую деревушку. Там легионеры добудут лес, еду, уголь и прочее. Также по пути встречаются торговцы, у которых можно приобрести все необходимое.
Во время прохождения вокруг меня постоянно витал вайб из Frostpunk, особенно, когда в игре началась зима. Лишения, тяготы, непростые решения, выживание на грани полного дефицита ресурсов, и все это под завывающий саундтрек — очень атмосферно и завораживающе. Мне понравилось.
Тактика
По сюжету или по решению игрока, бойцы то и дело оказываются в городах, лагерях красноармейцев, деревушках. Все эти уровни построены по единому принципу — отряд приходит, всех убивает, получает необходимое и отступает к поезду.
Боевка не слишком продвинутая, как для тактической стратегии, но назвать ее плохой нельзя. Легионеров можно ставить за укрытиями, у каждого из них свои способности (лечение, бросок гранаты, разведка, скрытное убийство и т.д.), окружение немного влияет на исход перестрелок. Бегаешь солдатиками, поочередно устраняешь врагов, стараешься минимизировать потери — очень даже интересный процесс, который порадует даже тех, кто разбалован всякими Shadow Tactics, Desperados и Commandos.
Самое приятное, что чередование тактики и менеджмента не дает устать от этих режимов. Бои не кажутся затянутыми, а засидевшись на стратегической карте, ты в любое время можешь устроить пострелушки. Баланс выдержан отлично.
Графика и оптимизация
Графически это далеко не топовая игра. Но дизайнеры постарались неплохо. Атмосфера затягивающая, присматриваться к полигонам вообще не тянет. Общая картинка удовлетворительная. Оптимизация не хромает, просадок FPS и багов не было, вылетов тоже. А это большая ценность в наше время!
Могу придраться лишь к озвучке. В настройках есть английская, немецкая, французская и иммерсивная. Именно последний вариант я считаю идеальным для этой игры. Но он не лишен недостатков. Иммерсивная озвучка, по заверениям разработчиков, состоит из смеси чешского, словацкого и русского языков. Она должна создавать ощущение пребывания на территории Восточной Европы и России.
Но на деле возникают казусы, которые хорошо заметны лишь русскоязычным игрокам. Красноармейцы с явным акцентом покрикивают на чистом русском. Простые крестьяне, при этом, болтают на чешском и словацком. Некоторые красные командиры тоже грешат иноыязычием.
Западный геймер подвоха не заметит, но мне ушки резало. Баланс стоило сделать в сторону русского языка, ведь внушительная часть легионеров состояла из коренных жителей востока России. А чешский и словацкий — бонусом, для колорита. Но учитывая явное желание разработчиков героизировать именно свою историю, я понимаю, почему озвучка оказалась именно такой.
Выводы
Как тактическая стратегия с элементами выживания, градостроения и менеджмента — Last Train Home отлично себя показала. Смело рекомендую ее всем фанатам жанра. Но если вы чувствительны к исторической несправедливости и вам в первую очередь важен сюжет, перед приобретением игры дважды подумайте.